twilight2.jpgtwilight3.jpgtwilight1.jpg
Четверг, 19 Апрель 2018 16:15

     В Музее истории К(П)ФУ открылся VII международный Хлебниковский фестиваль «Ладомир». Перед началом церемонии открытия для участников мероприятия – современных российских и зарубежных поэтов – провели экскурсию по Казанскому университету. Некоторые из них даже смогли посидеть на студенческой скамье Ленина.

Поэтому к началу впечатлительные поэты немного опоздали. Идейный вдохновитель и организатор фестиваля – поэтесса Лилия Газизова посетовала вполголоса: «Ну, намучаюсь я с ними…» Однако было видно, что ожидание настоящего праздника поэзии охватило не только ее, но и всех собравшихся в зале Музея истории КФУ.

В этом году организаторы решили максимально сократить официальное открытие, чтобы уже в первый день фестиваля прозвучало как можно больше стихотворений его участников. «Надеюсь, сегодня вы получите достойное представление о современной поэзии. Она не та, что была двадцать и даже десять лет назад. К нам приехали поэты из разных регионов России, а также из США, Израиля, Словении», – заметила Газизова. Она добавила, что Велимир Хлебников был бесстрашным человеком. Это качество необходимо, чтобы идти своим, непроторенным еще путем. Только поистине бесстрашный может стать крупным поэтом, подчеркнула организатор литературного форума.

«Хлебниковским» поэтический фестиваль в Казани назван по многим причинам. Именно здесь поэт, постоянно путешествовавший или скитавшийся, прожил наиболее длительный отрезок жизни – свыше десяти лет. Здесь он окончил гимназию, поступил в Казанский университет. Здесь проявились и его литературный талант, и то самое бесстрашие. Известен случай, когда Хлебников принимал участие в студенческой забастовке в защиту молодого человека, насильно удерживаемого и умершего в психиатрической клинике. Когда отец попытался вытащить сына Виктора (Велимиром тот назвал себя сам) из толпы, уже окруженной жандармами, поэт громко воскликнул: «Кто-то же должен ответить!»

Хлебникова много вспоминали в первый фестивальный вечер. Лидия Димковская прочла его стихотворения в переводе на македонский и словенский языки, напомнив о том, что поэт мечтал изобретенными им новыми языками – птичьим и звездным – объединить все славянские языки. Своим стихи прочли Ефим Бершин, Санджар Янышев, Станислав Ливинский, Анна Гальберштадт и многие другие авторы.

Впереди еще несколько фестивальных дней. Участники «Ладомира» проведут творческие встречи, организуют презентации своих новых книг и направятся в Елабугу, чтобы посетить цветаевские места и музеи этого города.

«Уверена, что в декабре этого года Фестиваль неэвклидовой поэзии пройдет здесь же, в университете, на площадке долгожданного Музея имени Лобачевского», – выразила надежду хозяйка площадки первого вечера фестиваля – директор Музея истории вуза Светлана Фролова.

(«Татар-информ», Анна Тарлецкая.

Фото -  Александр Эшкинин)

Вторник, 13 Март 2018 10:37

Литературная премия имени А. М. Горького вручалась с 2003-го по 2009 год.

  Президент Татарстана Рустам Минниханов 12 марта во время встречи с представителями творческой интеллигенции в обновленном Музее имени А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина поддержал предложение возродить Литературную премию имени А. М. Горького. Об этом сообщает пресс-служба главы республики.

Соответствующую инициативу выдвинул председатель Союза писателей РТ Данил Салихов. Рустам Минниханов поддержал эту идею. По его мнению, возрождение премии будет содействовать творческому развитию талантливых писателей Татарстана.

Премия имени Горького была учреждена в 2002 году. В 2003 году ее первыми лауреатами стали писатель Марк Зарецкий (посмертно) в номинации «За честь и достоинство» и поэтесса Роза Кожевникова в номинации «За лучшую книгу».

 В последний раз ежегодная премия была вручена в 2009 году.  

 

Пятница, 26 Январь 2018 10:15

СКРЫВАЮЩИЕ ТАЙНУ

В декабре прошлого года татарстанский поэт,первый заместитель председателя Союза писателей РТ Рамис Аймет стал лауреатомXII Международного фестивалятюркской поэзии, одного из самых значимых событий в тюркоязычном литературном мире.Он рассказал, почему творчеству мешает застенчивость, и когда родиться второй Тукай.

 

ОПЕЧАЛЕННЫЙ

 - Рамис Киямович, из сотни поэтов из 25 стран выбрали трех победителей, и один из них - вы.

 - Наверное, это благодаря моему увлечению турецким языком. На конкурсе я выступил со своими стихами на татарском, а затем их переводами на турецкий, прочел и произведения известного турецкого поэта Орхана Вели на татарском языке в своем переводе. Видимо, что-то получилось.

Вообще, перевод – отдельная очень сложная отрасль. Тяжело сохранить музыкальность слога, звучание языка, найти похожие образы. Многие фразы присущи только языку оригинала.

- Что побудило вас, деревенского парня, связать судьбу с поэзией?

 - Я из очень простой семьи: папа работал комбайнером в колхозе, мама - на заводе. Я десятый ребенок в семье. Но бабушка сочиняла баиты к событиям в деревне, а еще любила читать внучатам «Сказание о Юсуфе» на арабском и татарском. Чтение предваряла красивым народным напевом. Мы, ребятня, сидели на полу и слушали, переживали за героя и очень ждали продолжения.

Но главную роль, сыграла, конечно, школа. Первые стихи я показал своей учительнице Фаузие Хайрутдиновой в 3 классе. Она объяснила мне, где не хватает рифмы, где ритма. Я начал ходить на литературный кружок, который она вела. Она же отправила мои творения в районную газету, потом болела за меня, когда я стал участвовать в конкурсах республиканский изданий. После первых моих публикаций весь класс начал посылать свои творения в журналы (смеется). Вот такой интерес к поэзии смогла вызвать учительница в обычной деревенской школе! Иногда и мама радовала своим творчеством, ее творения отличали душевность, музыкальность, которые, кажется, мне удалось перенять.

А во взрослой жизни моим наставником стала народная поэтесса, лауреат Тукаевской премии Лена Шагирзян. Хвалила, когда получалось, ругала, мол, не повторяй никого никогда.

- Сейчас любой может выложить свой опус в Интернете и считать себя поэтом.

 - Доступность - двоякая вещь. Интернет-ресурсы публикуют и хорошую литературу, но и плохую тоже. Я в Союзе писателей Татарстана занимаюсь приемом в объединение новых членов, и к нам приходит огромное количество людей: «Я же публикуюсь, примите меня в Союз». Приносят и бумажные книги. Но сейчас книгу издать недорого, это не аргумент.

Тем не менее мы с коллегами общаемся с ними деликатно: если человеку нравится писать, пусть пишет. А когда видим способности, помогаем проявиться. Не только среди пришедших – мы и сами разными путями ищем необычных людей с образным, метафорическим мышлением. Таких мало.

 

 ГДЕ НОВЫЙ ТУКАЙ?

 

- Есть ли сегодня среди татарских литераторов сравнимые по масштабу с Тукаем?

- Сам я считаю себя последователем не Тукая, аЗакира Рамеева-Дэрдменда. У него философские, элегичные творения, отсюда и его псевдоним Дэрдменд (в пер. с арабского «опечаленный» - прим. ред). Мне нравится поколение, которым сейчас около 30, которые разделяют интерес к этому направлению: Луиза Янсуар, Юлдуз Миннулина, Рузаль Мухаметшин, Булат Ибрагимов, Эльвира Хадиева. Это такой серебряный век, но в современном звучании. Как говорила Анна Ахматова, «в поэзии должна быть скрыта тайна». У этих авторов она есть.

По духу они мне очень близки, люблю с ними и общаться, и работать. Из русскоязычных я бы посоветовал почитать Ахата Мушинского, Булата Безгодова, Булата Ханова. В мистическом жанре хорошо пишет Альбина Нури.

А что касается Тукая, сегодня на поэтическом небосклоне равного ему не вижу. Если нация сама «призовет», то такой гений родится. Как и второй Пушкин.

- А что вообще волнует творческую интеллигенцию?

 - Проблема снижения художественного уровня текстов в песенном жанре.Раньше были худсоветы, которые следили за этим, а сейчас такого нет. С одной стороны, мы получили свободу, каждый теперь может написать что угодно. Но вы только представьте, что современные тексты звучат под музыку Рустема Яхина. Не получается? Вот именно.

Это касается и музыки. Я написал около сотни текстов к романсам, камерным произведениям и эстрадным песням и предпочитаю работать с профессиональными композиторами – Резедой Ахияровой, Луизой Батыр-Булгари, Ильгамом Байтиряком.

Ну и конечно, в свете событий последних месяцев переживаем за судьбу татарского языка. Кто будет писать, да хотя бы читать на татарском?

 - Кабмин РТ подписал постановление о сохранении идентичности татарского народа, собираются запустить детский татароязычный канал. Что еще могло бы помочь сохранению татарского?

 - Для полноценного знания родного языка просто пары уроков в неделю недостаточно. Нужна языковая среда – чтобы дома разговаривали на родном языке, в детсаду и школе.Родители не должны возлагать эту задачу только на школу и ждать результатов. Ну а если взрослые уже не владеют языком своих предков, то пусть хотя бы дети три дня в неделю по два часа занимаются его изучением. Эта категория ребят и  их пап и мам испугалась трудностей: зачем учиться, если в это время можно отдыхать. Но ведь изучение любого языка – дело непростое. А вот методики действительно необходимо осовременить, улучшить.

 - Много ли людей в столице РТ говорят на литературном татарском языке?

 - К сожалению, немного, даже среди интеллигенции. Но книги читают, причем интерес в последние годы заметно повышается. Люди возвращаются к настоящему – и в литературе, и в искусстве. Недавно в Казани на фестивале новой татарской культуры «Печэн базары - Сенной базар» послушать поэзию молодых авторов и альтернативную музыку собралось пять тысяч человек.

- Всегда считалось, что поэты и писатели – нерв эпохи. Это и сейчас так?

 - Что касается поэтов – да. Когда началась история с уходом от татарского в школах, люди массово откликнулись: писали стихи о родном языке в группы в социальных сетях.

Если же говорить о прозе, ей нужно время на осмысление происходящего. Любопытно, что есть большой интерес к историческому роману, например, Ольга Иванова написала трилогию о правительницах Казани. Этому жанру посвящено творчество Вахита Имамова, Фаузии Байрамовой, Марата Амирханова.

- История татарской городской культуры сохранилась хуже, чем деревенской. А  поэзии какой больше?

 - Конечно, «деревенской». Отчасти это вызвано тем, что природа сама настраивает на поэзию. Во-вторых, если люди по происхождению из села, они и пишут о том, что хорошо знают – о деревне, шире не берут. Все-таки у сельчан меньше доступа к культурным ценностям, и это сказывается. «Городских» в поэзии меньше, но зато читать их большое удовольствие. Взять к примеру упомянутую Юлдуз Миннуллину – чувствуется влияние огромного объема мировой и русской литературы. Если говорить о «высокой» прозе, мне нравится творчество Рустема Кутуя.

 

КАК СТАТЬ ПОЭТОМ

 

- Склонность к писательству проявляется позже, чем любовь к рисованию или музыке. Велики ли шансы создать что-то заметное у тех, кто пришел к этому после 40?

 - Добавлю, что поэты формируются раньше, чем прозаики. Чтобы написать достойную прозу, человек должен нажить немалый жизненный опыт. А поэзия - это то, что относится к чувствам, бессознательному. Если начинаешь писать поздно, то можешь не успеть отточить перо.

Многое зависит от трудоспособности, конечно. Не зря многие не слишком талантливые, но трудолюбивые превосходят одаренных, но ленивых.

Если говорить о татарах, во многом им мешает застенчивость, во многом предопределенная национальной культурой. Например, считалось, что петь должны, открывая губы лишь на ширину лепестка. Татарский писатель Камиль Мутыги (брат актрисы Галии Кайбицкой) брал уроки оперного пения у преподавателя самарской консерватории, и потом на каком-то вечере запел - широко, привольно. Критики было! Как, его голос был слышен даже на последнем ряду! Даже драматург Фатих Амирхан выразил неудовольствие по этому поводу. Но теперь лишняя застенчивость будет мешать человеку проявить свои таланты, самовыразиться. Как ты будешь завоевывать мир, если очень скромен?

- Художники Казани не следят за современными тенденциями, поэтому не востребованы, считает искусствовед Гузель Файзрахманова. А поэты и писатели?

 - Вы затронули наболевший вопрос. Из 340 членов Союза писателей 80 процентов - пожилые люди. При всем уважении к ним большинство из них мыслями продолжают жить в СССР. Тогда творцы были инструментом, служившим идеологии, за это государство им хорошо платило. Писатель, создававший роман из серии «Жизнь замечательных людей», говорят, получал около 20 тысяч рублей, а «Жигули» стоили 5 тысяч. Действовали бесплатные дома творчества в Коктебеле, Ялте и др. Но это было 30 лет тому назад, чего бесконечно сидеть и плакать об ушедшем?

на Западе у каждого литератора есть свой агент, а наши вынуждены быть сами себе продюсерами.

С одной стороны, жаль времени и сил, а с другой, писатель и поэт – это психолог, он должен знать, чем живет читатель, что ему нужно.

 

ПРОБИТЬ ДОРОГУ

 

- Что может стать подспорьем для татарской литературы?

- Если в ведомстве культуры вопросами литературы будут заниматься компетентные специалисты. А у нас некоторые, по-моему, не прочитали ни одного татарского автора. Они и о классиках могут спросить - «а кто это?» Может быть, тогда начнут замечать таланты в своем Отечестве. Одна поговорка звучит примерно так: «В своей стране ты не султан, а лишь подметка сапог».

Многим татарстанским авторам приходится пробивать себе дорогу в Москве, чтобы потом заметили в Казани. Возьмите хотя бы Гузель Яхину.

Кроме того, наши литераторы получают очень низкие гонорары, поэтому они вынуждены где-то работать. Каждый день с 8 до 5 работать в офисе, а вечером вместо домашних дел писать роман – такой режим не располагает к созданию шедевра. Кстати, за членство в Союзе писателей люди не получают денег.

Хорошей литературе на первых порах надо помогать. Ширпотреб, как сорняк, сам себе пробьет дорогу, а высокая, сложная литература – не всегда. А ведь художественное слово - часть культуры. Кем бы мы стали без культуры?

 

Венера ВОЛЬСКАЯ

«Аргументы и факты»

24 января, 2018 г.

 

ДОСЬЕ

Рамис Аймет.

Родился в 1968 году в деревне Мочалей Дрожжановского района РТ. Окончил КГУ, факультет татарской филологии. Первый заместитель председателя Союза писателей РТ. Хобби – конферанс, пение.

 

 

 

 

 

Четверг, 19 Апрель 2018 13:12

В целях сохранения и увековечения памяти о проявленных в годы Великой Отечественной войны героизме советских солдат и мужестве российских воинов, защищавших рубежи Родины, а также военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах, для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за подвиги воинов-героев, для сохранения военно-исторического наследия России, Организаторы конкурса проводят IV Всероссийский литературный конкурс "Герои Великой Победы" на лучший литературный рассказ, очерк, стихотворение, рисунок, фотографию и песню эпического, исторического и военно-патриотического содержания (Председатель оргкомитета Конкурса – Министр культуры Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества Мединский В.Р.)

 

 

Положение

Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы»

  1. 1.               ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Настоящее Положение о региональном отделении Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы» (далее - Организация) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.0Е1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Положением «Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы» от 23 ноября 2014 г.

1.2.     Региональные отделения Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы» создаются в субъектах Российской Федерации и работают от имени Дирекции конкурса.

1.3.     В одном субъекте Российской Федерации может быть создано одно структурное подразделение конкурса без права юридического лица.

  1. 2.            ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.     Региональное отделение создается при наличии не менее 3 (трех) волонтеров (далее - член регионального отделения) по решению (приказу) Дирекции конкурса.

  1. 3.                        ПРАВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

3.1.     Для достижения своих целей и задач региональные отделения, в соответствии с действующим законодательством РФ, имеют право:

-свободно распространять информацию о конкурсе;

-представлять интересы Дирекции конкурса в органах государственной власти и местного самоуправления, в общественных объединениях, других организациях;

-выступать с инициативами по различным вопросам образования, культуры и общественной жизни перед Дирекцией конкурса;

-осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные действующим Положением.

  1. 4.                 ОБЯЗАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

4.1.       Региональное отделение обязано:

-      соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы права, касающиеся сферы своей деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим Положением, Положением о конкурсе и иными документами;

-проводить региональный этап конкурса на условиях определяемых Дирекцией конкурса;

-      публиковать информационные материалы о своей деятельности в региональных периодических изданиях соответствующего профиля, а также в СМИ;

информировать Оргкомитет и Дирекцию конкурса о своей деятельности;

- выполнять поручения и задания Дирекции конкурса;

- способствовать популяризации Конкурса в своем регионе.

5. ЧЛЕНЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

5.1. Члены регионального отделения имеют равные права и обязанности.

5.2. Члены регионального отделения имеют право:

- участвовать в работе регионального отделения по основным направлениям ее

деятельности;

- получать всестороннее посильное содействие и помощь со стороны отделения и

Дирекции конкурса;

- по своему усмотрению свободно выйти из регионального отделения с

письменным уведомлением регионального отделения о своем выходе в заявительном

порядке;

- свободно обсуждать все вопросы, связанные с деятельностью Дирекции конкурса;

- представлять свои программы, проекты, исследования, публикации для получения

поддержки Дирекции конкурса;

- обращаться с заявлениями в Дирекцию конкурса и получать ответ по существу

своего обращения;

-получать вознаграждение и поощрения от Дирекции конкурса.

5.3. Члены региональных отделений обязаны:

- соблюдать Положение о конкурсе;

- принимать непосредственное участие в работе по реализации целей и задач

конкурса;

-выполнять все распоряжения и указания руководителя регионального отделения.

6. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

6.1. Руководящими органами регионального отделения являются:

- Совет регионального отделения;

- Руководитель регионального отделения и его заместители.

6.2.Высшим руководящим органом регионального отделения является Совет

регионального отделения. Руководитель Совета регионального отделения назначается

Дирекцией конкурса по согласованию с Оргкомитетом конкурса. Руководитель Совета

регионального отделения назначает своих заместителей по согласованию с Дирекцией

конкурса.

6.3. К компетенции Совета регионального отделения относится:

- осуществление оперативного контроля за реализацией и ходом проведения

конкурса;

- предложение по созданию и обеспечение координации и реализации связей с

общественными, коммерческими и государственными организациями региона;

- обеспечение координации деятельности членов регионального отделения в

комитетах, комиссиях и иных рабочих органах;

- организация работы по направлениям, определенным Дирекцией конкурса;

- составление программы деятельности, регионального отделения;

- принятие решения о создании хозяйственных товариществ и обществ и иных

хозяйственных организаций, об участии в таких организациях (только по согласованию с

Дирекцией конкурса).

Совет регионального отделения принимает решения по иным вопросам своей

деятельности, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции

Дирекции конкурса.

Руководитель регионального отделения без доверенности осуществляет постоянное

руководство региональным отделением.

6.4.1. Руководитель регионального отделения:

- действует без доверенности от имени регионального отделения конкурса,

представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, органами

местного самоуправления, коммерческими, некоммерческими, международными

организациями;

-информирует Дирекцию конкурса о деятельности регионального отделения,

указывая действительное местонахождение Совета регионального отделения и данные о

членах регионального отделения;

- входит в состав Всероссийского общественного Совета конкурса;

- координирует проведение конкурса в своем регионе;

- подписывает протоколы и решения собрания Совета регионального отделения,

договоры и соглашения регионального отделения;

- отчитывается о проделанной работе перед Дирекцией конкурса;

-обеспечивает реализацию положений настоящего Положения, основных

направлений деятельности конкурса;

- выполняет организационно-распорядительные функции;

- подписывает от имени регионального отделения необходимые документы;

- выдает доверенности от имени регионального отделения;

-непосредственно представляет региональное отделение в органах государственной

власти и местного самоуправления, организациях и общественных объединениях;

- издает приказы и распоряжения по региональному отделению конкурса;

-решает иные вопросы относящиеся к исключительной компетенции Совета

регионального отделения.

6.4.2 Заместители Руководителя регионального отделения представляют его

интересы в отношениях с органами государственной власти, органами местного

самоуправления, коммерческими, некоммерческими, международными организациями.

6.4.3. В период отсутствия Руководителя его обязанности исполняет в полном

объеме один из заместителей на основании распоряжения Руководителя регионального

отделения.

6.5. Секретарь регионального отделения назначается Советом регионального

отделения и отвечает за ведение документации по работе Отделения, а также за обработку

персональных данных членов регионального отделения.

7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

7.1. Реорганизация и ликвидация регионального отделения производится по

решению Дирекции конкурса только в случае неэффективной работы отделения в регионе

или нарушения членами регионального отделения законодательства РФ__

 

 

Четверг, 14 Апрель 2016 09:34

Х. Ю. Миннегулов —

профессор КФУ

 Великий евразийский  поэт второй половины ХХ века Мустай Карим (1919—2005) в статье «Бессмертный Тукай» писал: «С каждым днем наше общество поднимается на все новые высоты, богаче становится наша духовная жизнь. И Тукай поднимается вместе со временем — он самый великий из татар, которого знала до сих пор история... Трудно назвать среди тюркских народов другого такого поэта, который бы так быстро и так прочно вошел в духовную жизнь многих народов, чье творчество стало общим для них кладом. А для нас, башкир, Тукай не только литературное явление. Несказанно велика его роль в духовном обновлении, росте самосознания нашего народа. Музыка поэзии Тукая, культура Тукая, вера Тукая — это наше вечное сокровище. Тукай наш национальный поэт и учитель, который многих из нас за руку ввел в таинственный мир поэзии» [1: 34—35].

Союз писателей РТ