twilight1.jpgtwilight2.jpgtwilight3.jpg
Четверг, 28 Июнь 2018 11:06

Указом Президента Республики Татарстан № 457 от 22 июня 2018 года за большой вклад в развитие татарской литературы и многолетнюю творческую деятельностьписатель, председатель общественной организации «Союз писателей Республики Татарстан» (Творческий союз)

Данил Хабибрахманович Салихов награжден медалью

«За доблестный труд».

Поздравляем! Желаем новых успехов!

Пятница, 26 Январь 2018 10:15

СКРЫВАЮЩИЕ ТАЙНУ

В декабре прошлого года татарстанский поэт,первый заместитель председателя Союза писателей РТ Рамис Аймет стал лауреатомXII Международного фестивалятюркской поэзии, одного из самых значимых событий в тюркоязычном литературном мире.Он рассказал, почему творчеству мешает застенчивость, и когда родиться второй Тукай.

 

ОПЕЧАЛЕННЫЙ

 - Рамис Киямович, из сотни поэтов из 25 стран выбрали трех победителей, и один из них - вы.

 - Наверное, это благодаря моему увлечению турецким языком. На конкурсе я выступил со своими стихами на татарском, а затем их переводами на турецкий, прочел и произведения известного турецкого поэта Орхана Вели на татарском языке в своем переводе. Видимо, что-то получилось.

Вообще, перевод – отдельная очень сложная отрасль. Тяжело сохранить музыкальность слога, звучание языка, найти похожие образы. Многие фразы присущи только языку оригинала.

- Что побудило вас, деревенского парня, связать судьбу с поэзией?

 - Я из очень простой семьи: папа работал комбайнером в колхозе, мама - на заводе. Я десятый ребенок в семье. Но бабушка сочиняла баиты к событиям в деревне, а еще любила читать внучатам «Сказание о Юсуфе» на арабском и татарском. Чтение предваряла красивым народным напевом. Мы, ребятня, сидели на полу и слушали, переживали за героя и очень ждали продолжения.

Но главную роль, сыграла, конечно, школа. Первые стихи я показал своей учительнице Фаузие Хайрутдиновой в 3 классе. Она объяснила мне, где не хватает рифмы, где ритма. Я начал ходить на литературный кружок, который она вела. Она же отправила мои творения в районную газету, потом болела за меня, когда я стал участвовать в конкурсах республиканский изданий. После первых моих публикаций весь класс начал посылать свои творения в журналы (смеется). Вот такой интерес к поэзии смогла вызвать учительница в обычной деревенской школе! Иногда и мама радовала своим творчеством, ее творения отличали душевность, музыкальность, которые, кажется, мне удалось перенять.

А во взрослой жизни моим наставником стала народная поэтесса, лауреат Тукаевской премии Лена Шагирзян. Хвалила, когда получалось, ругала, мол, не повторяй никого никогда.

- Сейчас любой может выложить свой опус в Интернете и считать себя поэтом.

 - Доступность - двоякая вещь. Интернет-ресурсы публикуют и хорошую литературу, но и плохую тоже. Я в Союзе писателей Татарстана занимаюсь приемом в объединение новых членов, и к нам приходит огромное количество людей: «Я же публикуюсь, примите меня в Союз». Приносят и бумажные книги. Но сейчас книгу издать недорого, это не аргумент.

Тем не менее мы с коллегами общаемся с ними деликатно: если человеку нравится писать, пусть пишет. А когда видим способности, помогаем проявиться. Не только среди пришедших – мы и сами разными путями ищем необычных людей с образным, метафорическим мышлением. Таких мало.

 

 ГДЕ НОВЫЙ ТУКАЙ?

 

- Есть ли сегодня среди татарских литераторов сравнимые по масштабу с Тукаем?

- Сам я считаю себя последователем не Тукая, аЗакира Рамеева-Дэрдменда. У него философские, элегичные творения, отсюда и его псевдоним Дэрдменд (в пер. с арабского «опечаленный» - прим. ред). Мне нравится поколение, которым сейчас около 30, которые разделяют интерес к этому направлению: Луиза Янсуар, Юлдуз Миннулина, Рузаль Мухаметшин, Булат Ибрагимов, Эльвира Хадиева. Это такой серебряный век, но в современном звучании. Как говорила Анна Ахматова, «в поэзии должна быть скрыта тайна». У этих авторов она есть.

По духу они мне очень близки, люблю с ними и общаться, и работать. Из русскоязычных я бы посоветовал почитать Ахата Мушинского, Булата Безгодова, Булата Ханова. В мистическом жанре хорошо пишет Альбина Нури.

А что касается Тукая, сегодня на поэтическом небосклоне равного ему не вижу. Если нация сама «призовет», то такой гений родится. Как и второй Пушкин.

- А что вообще волнует творческую интеллигенцию?

 - Проблема снижения художественного уровня текстов в песенном жанре.Раньше были худсоветы, которые следили за этим, а сейчас такого нет. С одной стороны, мы получили свободу, каждый теперь может написать что угодно. Но вы только представьте, что современные тексты звучат под музыку Рустема Яхина. Не получается? Вот именно.

Это касается и музыки. Я написал около сотни текстов к романсам, камерным произведениям и эстрадным песням и предпочитаю работать с профессиональными композиторами – Резедой Ахияровой, Луизой Батыр-Булгари, Ильгамом Байтиряком.

Ну и конечно, в свете событий последних месяцев переживаем за судьбу татарского языка. Кто будет писать, да хотя бы читать на татарском?

 - Кабмин РТ подписал постановление о сохранении идентичности татарского народа, собираются запустить детский татароязычный канал. Что еще могло бы помочь сохранению татарского?

 - Для полноценного знания родного языка просто пары уроков в неделю недостаточно. Нужна языковая среда – чтобы дома разговаривали на родном языке, в детсаду и школе.Родители не должны возлагать эту задачу только на школу и ждать результатов. Ну а если взрослые уже не владеют языком своих предков, то пусть хотя бы дети три дня в неделю по два часа занимаются его изучением. Эта категория ребят и  их пап и мам испугалась трудностей: зачем учиться, если в это время можно отдыхать. Но ведь изучение любого языка – дело непростое. А вот методики действительно необходимо осовременить, улучшить.

 - Много ли людей в столице РТ говорят на литературном татарском языке?

 - К сожалению, немного, даже среди интеллигенции. Но книги читают, причем интерес в последние годы заметно повышается. Люди возвращаются к настоящему – и в литературе, и в искусстве. Недавно в Казани на фестивале новой татарской культуры «Печэн базары - Сенной базар» послушать поэзию молодых авторов и альтернативную музыку собралось пять тысяч человек.

- Всегда считалось, что поэты и писатели – нерв эпохи. Это и сейчас так?

 - Что касается поэтов – да. Когда началась история с уходом от татарского в школах, люди массово откликнулись: писали стихи о родном языке в группы в социальных сетях.

Если же говорить о прозе, ей нужно время на осмысление происходящего. Любопытно, что есть большой интерес к историческому роману, например, Ольга Иванова написала трилогию о правительницах Казани. Этому жанру посвящено творчество Вахита Имамова, Фаузии Байрамовой, Марата Амирханова.

- История татарской городской культуры сохранилась хуже, чем деревенской. А  поэзии какой больше?

 - Конечно, «деревенской». Отчасти это вызвано тем, что природа сама настраивает на поэзию. Во-вторых, если люди по происхождению из села, они и пишут о том, что хорошо знают – о деревне, шире не берут. Все-таки у сельчан меньше доступа к культурным ценностям, и это сказывается. «Городских» в поэзии меньше, но зато читать их большое удовольствие. Взять к примеру упомянутую Юлдуз Миннуллину – чувствуется влияние огромного объема мировой и русской литературы. Если говорить о «высокой» прозе, мне нравится творчество Рустема Кутуя.

 

КАК СТАТЬ ПОЭТОМ

 

- Склонность к писательству проявляется позже, чем любовь к рисованию или музыке. Велики ли шансы создать что-то заметное у тех, кто пришел к этому после 40?

 - Добавлю, что поэты формируются раньше, чем прозаики. Чтобы написать достойную прозу, человек должен нажить немалый жизненный опыт. А поэзия - это то, что относится к чувствам, бессознательному. Если начинаешь писать поздно, то можешь не успеть отточить перо.

Многое зависит от трудоспособности, конечно. Не зря многие не слишком талантливые, но трудолюбивые превосходят одаренных, но ленивых.

Если говорить о татарах, во многом им мешает застенчивость, во многом предопределенная национальной культурой. Например, считалось, что петь должны, открывая губы лишь на ширину лепестка. Татарский писатель Камиль Мутыги (брат актрисы Галии Кайбицкой) брал уроки оперного пения у преподавателя самарской консерватории, и потом на каком-то вечере запел - широко, привольно. Критики было! Как, его голос был слышен даже на последнем ряду! Даже драматург Фатих Амирхан выразил неудовольствие по этому поводу. Но теперь лишняя застенчивость будет мешать человеку проявить свои таланты, самовыразиться. Как ты будешь завоевывать мир, если очень скромен?

- Художники Казани не следят за современными тенденциями, поэтому не востребованы, считает искусствовед Гузель Файзрахманова. А поэты и писатели?

 - Вы затронули наболевший вопрос. Из 340 членов Союза писателей 80 процентов - пожилые люди. При всем уважении к ним большинство из них мыслями продолжают жить в СССР. Тогда творцы были инструментом, служившим идеологии, за это государство им хорошо платило. Писатель, создававший роман из серии «Жизнь замечательных людей», говорят, получал около 20 тысяч рублей, а «Жигули» стоили 5 тысяч. Действовали бесплатные дома творчества в Коктебеле, Ялте и др. Но это было 30 лет тому назад, чего бесконечно сидеть и плакать об ушедшем?

на Западе у каждого литератора есть свой агент, а наши вынуждены быть сами себе продюсерами.

С одной стороны, жаль времени и сил, а с другой, писатель и поэт – это психолог, он должен знать, чем живет читатель, что ему нужно.

 

ПРОБИТЬ ДОРОГУ

 

- Что может стать подспорьем для татарской литературы?

- Если в ведомстве культуры вопросами литературы будут заниматься компетентные специалисты. А у нас некоторые, по-моему, не прочитали ни одного татарского автора. Они и о классиках могут спросить - «а кто это?» Может быть, тогда начнут замечать таланты в своем Отечестве. Одна поговорка звучит примерно так: «В своей стране ты не султан, а лишь подметка сапог».

Многим татарстанским авторам приходится пробивать себе дорогу в Москве, чтобы потом заметили в Казани. Возьмите хотя бы Гузель Яхину.

Кроме того, наши литераторы получают очень низкие гонорары, поэтому они вынуждены где-то работать. Каждый день с 8 до 5 работать в офисе, а вечером вместо домашних дел писать роман – такой режим не располагает к созданию шедевра. Кстати, за членство в Союзе писателей люди не получают денег.

Хорошей литературе на первых порах надо помогать. Ширпотреб, как сорняк, сам себе пробьет дорогу, а высокая, сложная литература – не всегда. А ведь художественное слово - часть культуры. Кем бы мы стали без культуры?

 

Венера ВОЛЬСКАЯ

«Аргументы и факты»

24 января, 2018 г.

 

ДОСЬЕ

Рамис Аймет.

Родился в 1968 году в деревне Мочалей Дрожжановского района РТ. Окончил КГУ, факультет татарской филологии. Первый заместитель председателя Союза писателей РТ. Хобби – конферанс, пение.

 

 

 

 

 

Четверг, 28 Июнь 2018 10:19

Пресс-релиз

 

 

Объявлен старт приема заявок на участие в Шестом литературном конкурсе «Горю Поэзии огнем»

 

 

Свердловская региональная молодежная общественная организация «МАЙ» объявила о старте Шестого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем». В конкурсе могут принять участие молодые поэты из любой точки мира, пишущие стихотворения на русском языке.

 

Литературный конкурс проводится в трех возрастных категориях: младшая (от 6 до 12 лет), средняя (от 13 до 17 лет), старшая (от 18 до 35 лет). Лучшие работы каждого участника будут опубликованы в специальном сборнике, лауреаты конкурса получат ценные призы, а победитель – издание собственного сборника стихотворений.

Ежегодно в состав жюри конкурса входят профессиональные литераторы, критики, журналисты, филологи и редакторы литературных объединений. В прошлом году в литературном конкурсе «Горю Поэзии огнем» приняли участие около 800 поэтов из 73 регионов России и еще десяти стран: Азербайджана, Беларуси, Германии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Польши, Украины, Франции, Эстонии.

 

В 2017 году в жюри Пятого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем» вошли: уральский писатель-фантаст Борис Долинго, бард и поэт Юрий Куксин, московская поэтесса Катарина Султанова, победитель четвертого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем» Дмитрий Бобылев, специальным членом жюри литературного конкурса стала поэт и музыкант Диана Арбенина, председателем комиссии жюри стал поэт Виктор Пеленягрэ. Кроме этого, свои спецноминации для участников конкурса сделали поэт Андрей Лысиков (Дельфин), федеральная газета «Московский комсомолец», региональный еженедельник «МК-Урал», «Комсомольская правда» в Екатеринбурге», ИА «Накануне.RU», типография «Уральский рабочий».

 

Подать заявку на участие в конкурсе можно на сайте gpo2018.ru. На этом же сайте прописаны условия участия в конкурсе, Положение о проведении Шестого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем» и ответы на самые частые вопросы.

 

Особым событием Шестого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем» станет специальная номинация для поэтов, желающих заявить о себе не только своим пером, но и другими талантами – организаторы конкурса открывают прием заявок на участие в специальной номинации для поэтов, которые любят не только писать, но и читать свои стихи.  Для определения победителей в специальной номинации сформирована комиссия жюри, в которую вошли актеры, режиссеры, деятели культуры, писатели. Также в рамках этой номинации принимаются видео с чтением стихов главного юбиляра этого года – 125 лет назад родился великий Владимир Маяковский. Победитель будет определен количеством «лайков» и получит ценный приз от организаторов. Кроме этого, будет определен победитель не только по итогам «зрительского голосования», ценный приз будет также вручен участнику, которого выберут друзья Шестого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем». Условия подачи заявки на участие в спецноминации – по ссылке – https://gpo2018.ru/?page_id=609.

 

Отметим, что участие в литературном конкурсе «Горю Поэзии огнем» и публикация в общем сборнике стихотворений бесплатны для поэтов из любой страны. Добавим, что Шестой литературный конкурс «Горю Поэзии огнем» поддержан Фондом президентских грантов.

 

Четверг, 14 Апрель 2016 09:34

Х. Ю. Миннегулов —

профессор КФУ

 Великий евразийский  поэт второй половины ХХ века Мустай Карим (1919—2005) в статье «Бессмертный Тукай» писал: «С каждым днем наше общество поднимается на все новые высоты, богаче становится наша духовная жизнь. И Тукай поднимается вместе со временем — он самый великий из татар, которого знала до сих пор история... Трудно назвать среди тюркских народов другого такого поэта, который бы так быстро и так прочно вошел в духовную жизнь многих народов, чье творчество стало общим для них кладом. А для нас, башкир, Тукай не только литературное явление. Несказанно велика его роль в духовном обновлении, росте самосознания нашего народа. Музыка поэзии Тукая, культура Тукая, вера Тукая — это наше вечное сокровище. Тукай наш национальный поэт и учитель, который многих из нас за руку ввел в таинственный мир поэзии» [1: 34—35].

Союз писателей РТ